туризм - WhiteWater.ru конференцияe-mailна главную WW.ru
родео слалом туризм рафтинг снаряжение разное SHOP

байдарки | катамараны
  туризм - WhiteWater.ru
   главная  >>  туризм  >>  реки  >>  алтай  >>  чуя  >>  Алтай. Чуя, Мажойский каскад на каяке. В.Порсев, 2002

Автор: Василий Порсев, г. Екатеринбург Опубликовано 18.04.2003

Мажойский каскад 2002

Смысл нашего существования -
не есть и зарабатывать деньги,
а получать радость от жизни...

Ирвин и Мелори
(возможно, первые люди,
побывавшие на Эвересте)

Последние несколько лет передо мной стояла дилемма - посвящать больше времени соревнованиям на бурной воде и всевозможным тусовкам или больше путешествовать в поисках мест, где прет. После целого лета, проведенного на Алтае в 2001 году, выбор пал на второй вариант. Нужно просто больше кататься и не париться за тусовки и соревнования. Так я сделал свой выбор, но нужно было придумать способ существования... Со спонсорами у нас вообще проблема. Пример из реальной жизни: раз, зайдя в магазин "СпортМастер", я спросил: нет ли у них полиэтиленовых каяков? Мне ответили - нет, нет, мальчик, полиэтиленовые кульки в подвале через дорогу. Вопрос о каякинге как о культуре вообще не стоял, т. к. люди не замечают разницы между полиэтиленовым кульком и каяком. Но однажды, попав на Алтай, я увидел, насколько актуален вопрос бурной воды для людей на Катуни и как популярен здесь каякинг. Здесь тебя начинают ценить и любить как настоящего бога бурной воды. И мы с друзьями устроились на работу в одну из рафтинговых контор, что решало проблемы проживания, питания и катания на три летних месяца.

Итак, наступила весна 2002 года. Продав машину и собрав свою обветшалую снарягу, я пустился в путешествие длиною в лето... Любимая фирма в лице директора ожидала нас на работу не раньше июля, я же приехал в конце апреля. Я, конечно, парился за свое существование эти два месяца, но в городе Е. точно бы сдох, как человек, плотно сидящий на наркотике под названием каяк. Мои деньги закончились еще в Барнауле. Но, выпросив у тетеньки на Автовокзале телефон, удалось позвонить своему другу, и через четыре часа мы пили портвейн в компании с ним и его женой. Ситуация складывалась так, что уже на следующий день мы выдвигались по Чуйскому тракту в сторону Монголии.

У ребят, профессиональных гидов с Алтая, есть прекрасная традиция: начинать рабочий сезон с хорошего похода - например, Мажоя. Скажите - неплохая разминка?! Команда для этой авантюры собралась замечательная. Гиды из "Серебряного ключа" и с проваторовской базы "Империя туризма". Это были уже не те туристы, которые ходят в брезентовых ремках, напиваются как свиньи и кричат, что Урсул круче Брахмапутры. То были молодые ребята, практически мои ровесники, с новой снарягой и без дешевых понтов.

Про речку, на которую меня звали (Чуя, Мажойский каскад) я много слышал, но не видел. И перспектива убраться в начале сезона пугала. Но будь что будет - поживем, увидим. Речка - легенда, но и я тоже не лыком шит.

У "памятника дураков" - старт Мажоя, народ начал готовиться к сплаву, пошел снег, температура упала до нуля. Перспектива кататься на лодочках зимой прямо шокировала. Я кричал - куда вы меня привезли, ведь здесь можно утонуть! Вечером нашли насмерть замерзшую утку, которая проплывала по реке (бедняга, наверное, забыла улететь). У памятника речка текла еле-еле, постепенно втягиваясь в каньон и предвещая какие-то гигантские перепады. Я читал про Головкина и Плеханова, про то, как Плеханов выбил руку в "Президиуме", и темное время суток угнетало мою психику еще больше. Ах да, чуть не забыл, на каяке я был один, и лодка оставляла желать лучшего (Riot Disco длиной 2 м).

На следующее утро, пока народ просыпался, я ушел просмотреть первый сплавной участок до Маашейского моста. Пять километров по косогорам, и я у него. Стоят группы туристов, собираясь ехать дальше. Кругом лежит снег, на реке наледи. Все похожи на психов. Итак, сплав...

Немного потеплело, никто не верит, что я поеду. Да и я то же. Первое препятствие - Менский каскад. Долина еще широкая, все шиверки, только в морду плещет жестко. Температура воды - звиздец. Все видно даже с моей высоты. Но дальше - больше, некоторые пороги вообще не просматриваются с воды из-за уклона. Спрашиваю, каков уровень воды - отвечают "невысокий", немного радуюсь. Доплыв до моста все, вылезают греться. Менский каскад, порог "Стерегущий", Маашейская шивера, "Пирамида" - все идется, и я немного воспрял духом. Вот только бы солнышка немного. Автобус нас ждет после порога "Суровый". Из-за дикого холода вечером зашел разговор о том, почему педики не болеют простатитом, хотели перенять их опыт. На следующий день планируем войти в настоящий Мажой, который и начинается с порога "Президиум".

Третьего мая идем дальше пороги "Гарнитур", "Тихоня", "Тройка". Воды действительно немного. Disco хорошо выполняет "буф" в край слива, так и еду, стреляя в край. Все меняется, когда мы подъезжаем к порогу "Президиум". Начиная с моста, речка уходит в настоящий каньон, с 50-метровыми стенами. Часть порога с берега не просматривается, а первая половина и не страхуется. Порог не столько технически сложен, сколько опасен, много карманов, куда бьет мощная струя, у левого берега наледь, под которую тоже можно залететь. Двойки и бублик по очереди проходят порог без эксцессов, теперь моя очередь.

Маленькое отступление по поводу прохождения страшных порогов. Решение "идти или обнести" принимаешь только ты сам, это твое личное решение. Если обнесешь, тебя никто судить не имеет права. Если же ты утонешь, проблемы будут у всех. Ты должен отдавать себе отчет, зачем ты это делаешь, и соответствует ли твой технический уровень мастерства данному препятствию.

ПрезидиумПросмотрев и задав себе линию движения, решаю, что не стоит переворачиваться в начале из-за опасности угодить в карман, во второй половине главное не вылететь на так называемый "Cтол Президиума" (что-то напоминало мне Гоначхир 98-го года), решаю проверить свое тело и дух... Сначала заходная шивера вдоль скал левого берега, затем небольшой подпор перед самим порогом. Слив, траверс к противоположному берегу, прыжок в основной слив... Как плохо сплавляться на родео-лодке... Маленькая сбойка разворачивает против течения, а набегающий поток ставит Disko на носовую свечу и тащит в карман... Повезло, что меня скинуло влево от него, положение было неконтролируемым. Перевернулся, встал, заехал в суводь после первой ступени, чтобы отдышаться. Дальше по канализации вторую ступень и траверс перед "Столом Президиума". Выполняю "буф" в край последнего слива. Всё!!!

Когда себя настраиваешь на такие вещи, то главное - расстаться с эмоциями, наметить примерную линию движения и превратиться в робота. Руки, ноги, тело выполняют команды мозга. Ты не имеешь права на ошибку. И лишь потом на тебя накатывает чувство эйфории. Может, кто из читателей знает, о чем я?

На сегодня сплав окончен, кто-то предложил идти на дискотеку в пос. Акташ, к горноалтайским женщинам. Немного алкоголя. Сон. Я начинаю втягиваться в летнюю жизнь.

Порог Каскадер4 мая. Если сегодня никто не утонет, то мы должны закончить сплав по Мажойскому каскаду. Ребята резко стартуют и, посмотрев на меня вчера, оставляют без страховки, мол, этот не утонет. Начинается слалом между булыжников и сливов с котлами, речка идет в каньоне, но на берег можно выбраться. "Каскадер", "Приманка" заставляют снова задуматься о правильности выбора каяка, первый слив топит, второй в подводном состоянии переворачивает (хотя выбирать было не из чего).

Порог Русские ГоркиБыли еще несколько ww-монстров - это "Русские горки", "Коварный", "Приманка", "Каскадер" и водопад "Малыш"; что еще радует, так это локальность препятствий, набираешь побольше воздуха, ныряешь в него и потом, если повезет, встаешь (шутка). Итак, в плане дизайна "Русские горки" очень динамичный порог, большое падение и большие обливники и сливы. По канализации не проедешь - карманы, приходится прыгать по центрам. Самое главное - удержать правильный крен. Жгуты сбоек очень жесткие. Порог "Коварный" можно идти и справа и слева. Но я решил прыгать по правой протоке, где пол реки валится водопадным сливом высотой 2 м. На заходе опять наваливает на нос, и я пинюсь, но удачно выныриваю. В "Коварном" через корму ложится двойка. Все её дружно спасают. Единственный порог, который я обнес, это "Недотрога". Два мощных слива с бочками, после второго карман. Испытывать судьбу в таком беспонтовом месте я не решился. Ну и, наконец, "Малыш". Погода, словно смирившись с тем, что нас не утопить, радует весенним солнышком. Бублик валится прямо в котел, все орут, как придурки. Двойки и я прыгаем слева по подобию трамплина из воды - такой классный вал без пенки. На берегу стоят люди с видео и просят меня прыгнуть еще раз, но желания делать дубли не возникает.

Последние пороги Мажоя - "Гулькин нос" и "Зайсан" - очень красивые. Идут в глубоком каньоне. Наверху светит солнце, долина расширяется. Видно деревню Чибит. Это радует глаз, и напряжение последних трех дней медленно спадает. Мажой пройден! Славян говорит, что я первый сделал это на каяке, но какая разница по сравнению с эмоциями, пережитыми за эти три дня.

Все фотографии »

ж и з н ь   к о р о т к а . . .     у г р е б и с ь ! ! !